Памятка СППС для педагогов
Что делать и как помочь в ситуации буллинга? Алгоритм действий педагогов
Буллинг - (от англ.слова bull– бык) - намеренное и регулярное причинение вреда одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять (запугивание, унижение, физический или психологический террор).
Определяется как притеснение, длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения со стороны одного или группы детей по отношению к другому ребёнку (другим детям).
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга
- При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
- Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.
- Проводится непосредственная работа с жертвами буллинга и преследователями.
Действия учителей
- Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга.
В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется
способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессора) на эту ситуацию.
Занять позицию.
Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются».
Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен:
- занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей.
- объяснить участникам ситуации буллинга, каковы психологические последствия для
жертвы этой ситуации.
- попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и
сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего.
При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.
Действия классного руководителя
- Проинформировать педагогический коллектив
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
- Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:
- Выслушайте и поддержите ребенка.
- Скажите ребенку:
- тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
- люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
- Разговор с классом
До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя.
Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить.
Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников.
Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
В ходе разговора с классом следует:
- Обсудить с ребятами в классе случай буллинга.
Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.
- Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
- Обозначить травлю как «болезнь группы».
- Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
- Ввести «санкции» за подобное поведение.
- Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».
Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективны вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, обвинения или наказания.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
- Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
- Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»
- Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других.
- Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.
- Изучите морально-психологическую обстановку в классе, Проведите анкетирование и обсудите его результаты.
Анкета «У нас в коллективе» (анонимная)
- Сплетничают о ком-то, распространяют ложную или непроверенную информацию.
- Демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов.
- Смеются над кем-то, плохо отзываются о человеке.
- За чьей-то спиной плохо говорят об этом человеке.
- Регулярно портят чьи-то вещи.
- Кого-то всегда оставляют в стороне, не принимают в группу, не приглашают на мероприятия и т. д.
- Обратитесь за помощью к специалисту. Пригласите педагога-психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
- Можно обратиться за помощью в школьный Совет по профилактике, комиссию по урегулированию конфликтов.
- Привлечение авторитетного союзника.
Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет не такой по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
- Пригласить родителей для беседы.
- процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей.
Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.
Похожие понятия
Троллинг – это стиль общения в интернет пространстве, направленный на издевательство и провокационные высказывания.
Троллинг - размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений о человеке.
Кибербуллинг (киберзапугивание)
Кибербуллинг (cyber-bullying) — это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Это намеренное и регулярное причинение вреда одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять (запугивание, унижение, физический или психологический террор).
Определяется как притеснение, длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения со стороны одного или группы детей по отношению к другому ребёнку (другим детям).
Отличие троллинга от кибербуллинга
Троллинг — это провокационные комментарии, словечки, диалоги. Попытка вывести собеседника на ответные меры или на необдуманные фразы и слова.
Кибербуллинг — это уже травля собеседника. Моральное подавление его, попытка причинения душевной боли. Если троллинг представляет собой локальную проблему той или иной дискуссионной площадки, то кибербуллинг вызывает серьезные опасения психологов и экспертов по личной безопасности в Интернете.
Моббинг – это коллективные нападки, травля или, наоборот, отвержение, изоляция и бойкот одного из членов коллектива.
Может проявляться в учебных группах или классах в школе, в трудовых коллективах на работе. Буллинг, тра́вля агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.
Чем отличается моббинг от буллинга?
По сути моббинг и буллинг - схожие понятия - это травля.
- в то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет, а не весь класс.