Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Школа без буллинга

Дата: 29 ноября 2021 в 20:30, Обновлено 19 октября 2022 в 03:11

Памятка СППС для педагогов

Что делать и как помочь в ситуации буллинга? Алгоритм действий педагогов

Буллинг - (от англ.слова bull– бык) - намеренное и регулярное причинение вреда одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять (запугивание, унижение, физический или психологический террор).

Определяется как притеснение, длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения со стороны одного или группы детей по отношению к другому ребёнку (другим детям).

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга

  1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллинга учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
  2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.

  1. Проводится непосредственная работа с жертвами буллинга и преследователями.

Действия учителей

  • Не игнорировать, не преуменьшать значение факта буллинга.

В школе следует прийти к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия. Тогда повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется

способность адекватно реагировать (в том числе наблюдателей и сторонников агрессора) на эту ситуацию.

Занять позицию.

Позиция учителей не должна быть отстраненной: «Пусть сами разбираются».

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен:

  • занять ясную и недвусмысленную позицию, срочно принять меры, проинформировать родителей.
  • объяснить  участникам  ситуации  буллинга,  каковы  психологические  последствия  для

жертвы этой ситуации.

  • попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а по возможности и

сам буллер изменили свою позицию в отношении происходящего.

При этом не стоит переходить грань и унижать буллера. Нужно понимать, что дети - эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы этого ребенка.

Действия классного руководителя

  1. Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

  1. Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он стал жертвой буллинга:
  • Выслушайте и поддержите ребенка.
  • Скажите ребенку:
  • тебе верю (это поможет ребенку понять, что вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.

Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что вы пытаетесь понять его чувства).

Это не твоя вина (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).

Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Ребенок нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость: «Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

  • люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
  1. Разговор с классом

До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя.

Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

После 12 лет моральные  убеждения  уже  сформировались,  и  их  будет  не  так  просто  изменить.

Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников.

Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.

В ходе разговора с классом следует:

  • Обсудить с ребятами в классе случай буллинга.

Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию.

  • Вместе обсудить имеющиеся правила противодействия и профилактики буллинга или выработать новые правила общения и поведения. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.
  • Обозначить травлю как «болезнь группы».
  • Установить твёрдые рамки и ограничения нежелательного поведения.
  • Ввести «санкции» за подобное поведение.
  • Обеспечить последовательное введение и осуществление «санкций».

Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективны вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, обвинения или наказания.

План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

  1. Прямота. Назовите проблему своим именем – это – травля, насилие. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека.
  2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?»
  3. Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности, которые могут раздражать других.
  4. Обсудите и введите новые правила поведения и личную ответственность за их нарушения. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за введение новых правил поведения и общения в классе. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции.
  5. Изучите морально-психологическую обстановку в классе, Проведите анкетирование и обсудите его результаты.

Анкета «У нас в коллективе» (анонимная)

  1. Сплетничают о ком-то, распространяют ложную или непроверенную информацию.
  2. Демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов.
  3. Смеются над кем-то, плохо отзываются о человеке.
  4. За чьей-то спиной плохо говорят об этом человеке.
  5. Регулярно портят чьи-то вещи.
  6. Кого-то всегда оставляют в стороне, не принимают в группу, не приглашают на мероприятия и т. д.
  7. Обратитесь за помощью к специалисту. Пригласите педагога-психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
  8. Можно обратиться за помощью в школьный Совет по профилактике, комиссию по урегулированию конфликтов.
  9. Привлечение авторитетного союзника.

Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет не такой по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

  1. Пригласить родителей для беседы.
  • процессе беседы с родителями следует обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, которые свидетельствуют о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования на эту ситуацию взрослых, в частности, родителей.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно, как можно раньше привлечь родителей.

Похожие понятия

Троллинг – это стиль общения в интернет пространстве, направленный на издевательство и провокационные высказывания.

Троллинг - размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений о человеке.

Кибербуллинг (киберзапугивание)

Кибербуллинг (cyber-bullying) — это виртуальный террор, чаще всего подростковый. Это намеренное и регулярное причинение вреда одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять (запугивание, унижение, физический или психологический террор).

Определяется как притеснение, длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения со стороны одного или группы детей по отношению к другому ребёнку (другим детям).

Отличие троллинга от кибербуллинга

Троллинг — это провокационные комментарии, словечки, диалоги. Попытка вывести собеседника на ответные меры или на необдуманные фразы и слова.

Кибербуллинг — это уже травля собеседника. Моральное подавление его, попытка причинения душевной боли. Если троллинг представляет собой локальную проблему той или иной дискуссионной площадки, то кибербуллинг вызывает серьезные опасения психологов и экспертов по личной безопасности в Интернете.

Моббинг – это коллективные нападки, травля или, наоборот, отвержение, изоляция и бойкот одного из членов коллектива.

Может проявляться в учебных группах или классах в школе, в трудовых коллективах на работе. Буллинг, тра́вля агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.

Чем отличается моббинг от буллинга?

По сути моббинг и буллинг - схожие понятия - это травля.

  • в то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет, а не весь класс.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.