Материалы для урока Памяти «Нам этот мир завещано беречь»
Единый день информированиядля обучающихся учреждений общего среднего образования
Единый день информирования для обучающихся проводится каждый четвертый четверг месяца под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина».
Ключевая идея: 9 шагов к формированию компетенций активного гражданства (подразумеваем: критическое мышление, аналитические и коммуникативные умения).
Технология реализации: 9 ток-шоу, (открытый диалог) для параллели классов ( 8-х, 9-х, 10-х, 11-х) под общим названием «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» (в основе – технология телевизионного шоу «Сто вопросов к взрослому» (программа стала Победителем «ТЭФИ-2007» в номинации «Программа для детей»); элементы еженедельного интервью-проекта Белтелерадиокомпании «24 вопроса»).
«ШАГ» «Школа Активного Гражданина» |
Форма работы |
Организационные особенности |
|
ШАГ 1 |
Сентябрь |
Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ КО ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» |
«Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии» – это мероприятие для учащихся в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы учащиеся, находящиеся в аудитории. Содержание вопросов обусловлено тематикой дня информирования (например, обсуждается общественно-политическое событие или подготовка к нему). Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счётчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….», выбор лучшего вопроса. |
ШАГ 2 |
Октябрь |
||
ШАГ 3 |
Ноябрь |
||
ШАГ 4 |
Декабрь |
||
ШАГ 5 |
Январь |
||
ШАГ 6 |
Февраль |
||
ШАГ 7 |
Март |
||
ШАГ 8 |
Апрель |
||
ШАГ 9 |
Май |
Технология организации и проведения ток-шоу «Сто вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии»
1. Планирующий этап:
- приглашение на единый день информирования определенной персоны;
- определение целей мероприятия (в соответствии с темой единого дня информирования для учащихся).
2. Подготовительный этап:
- определение места и времени проведения мероприятия, состава его участников; назначение модератора (ведущего) мероприятия, лиц, ответственных за его организацию;
- информирование участников о предстоящем мероприятии (размещение информации на сайте учреждения образования, на стендах в учреждении и др.);
- подготовка участниками мероприятия вопросов приглашенному лицу (назначение ответственных за сбор вопросов, осуществление сбора вопросов, их дифференциация и отбор с учетом темы мероприятия);
- подготовка видеоролика (презентации) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….»; изготовление информационных материалов с названием темы мероприятия и места его проведения; проработка других технических и организационных вопросов.
3. Проведение ток-шоу (45 минут)
- во вступительном слове при открытии мероприятия ведущий (модератор) представляет его участников и оговаривает регламент для постановки вопросов (одновременно можно задать не более одного вопроса; вопрос должен формулироваться кратко, конкретно и однозначно) и ответов;
- участники знакомятся с видеороликом (презентацией) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….»; либо (по предварительной договоренности с гостем) используется прием «Одна минута» (рассказать о себе аудитории за одну минуту);
- модератор оглашает тему для обсуждения, кратко ее комментирует, предоставляет слово гостю для краткой информации по обсуждаемой теме (до 10 минут, в зависимости о количества подготовленных учащимися вопросов);
- в ходе мероприятия модератор поочередно предоставляет право участникам задать свой вопрос; следит за соблюдением регламента мероприятия и предупреждает участников о его окончании, предоставляя возможность задать «два последних вопроса»;
- завершая мероприятие, модератор оглашает результаты «счетчика вопросов», благодарит присутствующих и предоставляет приглашенному лицу право озвучить лучший заданный вопрос.
4. Заключительный этап
- подготовка фотоотчета о проведении мероприятия и размещение его на сайте учреждения, освещение мероприятия в школьных СМИ.
Дополнительная информация
Достоинства ТОК-ШОУ:
- обсуждаются проблемы, волнующие учащихся, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
- ведущий (модератор) направляет обсуждение в единое русло в соответствии с заявленной темой;
- мнения взрослых не навязываются учащимся, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе обсуждения, разговор натолкнет учащихся на размышления, поиск истины;
- особая роль ведущего (модератора): он помогает правильно адресовать вопросы; задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников; комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты
Методические рекомендации по проведению единого дня информирования для обучающихся учреждений образования
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.
В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.
Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).
Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:
ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.
ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).
В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php . В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).
При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.
Информационный материал для подготовки и проведения единого дня информирования размещён в приложении к данным методическим рекомендациям. В целях визуализации предложенной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию.
Документация классного руководителя
- план идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие ( включая работу на каникулах. в шестой школьный день);
- социално - педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течении года);
- аналитический отчет о воспитательной работе за год.
Результатом процесса планирования являются планы, содержащие цели и задачи, определяющие последовальность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. По содержанию, структуре, форме планы могут отличаться в разных учреждениях общего среднего образования. Но для каждого учреждения следует принять свою единую форму планирования. Главное, чтобы она помогала в организации идеологической и воспитательной работы, являлась удобной для использования и оперативной корректировки, чтобы план был рабочим, а не формальным документом. Важно, чтобы структура плана позваляла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а так же отражала взаимодействие участников педагогического процесса. Следует помнить о работе с родителями, взаимодействии с другими педагогами и коллективамии т.д.
В план можно отдельно включить работу с обучающимися, требующими особого педагогического внимания; с ученическим активом; ученическим самоуправлением; общественными объединениями; методическую работу самого педагога. Может быть предложена примерная структура плана идеологической и воспитательной работы классного руководителя, где отражена работа по напрвлениям.
План можно рассматривать как систему мер, ранжированную по срокам. Обоснованный плаан позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Если процесс планирования рассматривается только как административное требование, то план будет носить формальный характер и не будет ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во мноом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Социально-педагогиическая характеристика класса
(Примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА:
1. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования:
количество учащихся;
из них мальчиков, девочек;
возрастной состав;
были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ);
смена классного руководителя.
2. Содержание и характер учебной деятельности:
общая характеристика успеваемости;
дисциплины;
наличие контроля за оценками отдельных учеников;
дисциплина на уроках (кто нарушает?);
пропуски уроков.
3. Жизнь класса вне учебных занятий:
интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т.д.;
участие классного коллектива в общешкольной жизни;
проявление сознательной дисциплины;
влияние на класс родительской общественности;
общественно полезный труд в классе, школе.
4. Руководство классным коллективом и его организацией;
актив класса, его работа (выделить лучших);
участие в школьных мероприятиях;
наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс;
наличие отверженных.
5. Взаимоотношения внутри коллектива:
степень сплоченности;
проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи;
наличие или отсутствие группировок;
особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
эмоциональное неблагополучие отдельных детей.
6. Общие выводы:
уровень развития коллектива;
характер общего эмоционального климата в коллективе;
дисциплинированность;
определение основных недостатков в организации жизни коллектива.
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.
Анализ воспитательной работы в классе
ВВЕДЕНИЕ. Обоснование деятельности за отчетный период:
цель и задачи, состоявшие в отчетном периоде;
проблемы, над которыми работал классный руководитель;
приобрететные направления и пути, выбранные для решения этих проблем.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Участие в реализации общешкольных задач и деятельность по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллетивом:
тематические мероприятия по реализации задач (формы, цель, тематическая направленность и практическая значимость);
проблемные ситуации, выявленные в ходе работы по решению задач, пути их разрешения;
выводы о качестве работы на основании психолого - педагогических исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Обощение выявленных проблем за отчетный период, определение приобретенных направлений и путей их разрешения, постановка общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период.
Документирование организационно-воспитательной работы классеого руководителя
Организационно - воспитательная работа в учебных заведениях осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие формы и виды работ: индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, идеологическая, культурно - массовая работа. организация мероприятий и формирование навыков здорового обораза жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально - педагогическая работа с родителями. Фактическое выполнение организационно - воспитательной работы отражается классным руководителем в журнале аналогично записям о проведенных учебных занятиях. Один из вариантов записи страницы в классном журнале состоит из:
даты проведения;
содержание работы;
количество часов.
Классные и информационные часы проводяться классным руководителем в соответствии с расписанием или дополнительным графиком их проведения. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые мероприятия и другие виды организационно - воспитательной работы.
Для повышения эффективности и целесообразности организации его рабочего времени можно использовать циклограмму деятельности классного руководителя.
Требования к ведению и заполнению ученического дневника
Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.
Чем взрослее становится ребенок, тем больше находчивости он проявляет для того, чтобы скрыть от родителей негативные школьные новости и факты. Большинство учеников не хотят демонстрировать родителям свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове их в учебное заведение или упоминать о количестве домашних заданий. Чтобы предотвратить такие "случайные" неприятности и повысить родительский контроль, в школе дополнительно внедряется система электронных дневников. Однако без традиционных дневников пока что обойтись все равно невозможно.
Дневник школьника – это:
- журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;
- показатель успеваемости ученика;
- средство для обращения школы к родителям.
Требования к ведению дневника учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы и родителями закрепляются только локальным актом образовательного учреждения (Положением о ведении дневника). Ни в Законе РФ "Об образовании", ни в иных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, не упоминается об обязанности ученика вести школьный дневник.
Что должен знать учащийся о ведении дневника
Учащемуся периодически необходимо напоминать, что дневник является его школьным документом, по которому можно судить о прилежании и уровне сознательности, и что заполнять его он должен в строгом соответствии с указаниями, изложенными в нем и в Положении о ведении дневника.
Дневник является школьным документом учащегося. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.
- Все записи в дневнике учащийся делает синими чернилами.
- Ученик заполняет лицевую сторону обложки; записывает названия предметов и фамилии, имена и отчества преподавателей; приводит расписание уроков, факультативных занятий и, по мере необходимости, внеклассных и внешкольных мероприятий; указывает месяц и число. Посторонние записи и рисунки в дневнике недопустимы.
- Ученик ежедневно записывает домашние задания для самостоятельной работы в графы того дня, на который они заданы; в период школьных каникул оформляется план внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Учащийся предъявляет дневник по требованию учителей-предметников и классного руководителя.
- Учитель, оценивая ответ учащегося, выставляет отметку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.
- Классный руководитель еженедельно следит за выполнением требований, предъявляемых к ведению дневника, наличием в дневнике отметок, полученных учащимися в течение недели, и отмечает количество опозданий и пропущенных занятий. В конце дневника классный руководитель выставляет итоговые сведения об успеваемости и посещаемости учащегося и заверяет их своей подписью в специально отведенных графах.
- Записи о выполненной учеником работе в период трудовой практики осуществляют лица, ответственные за организацию этих работ.
- Для заметок учителей и классного руководителя используются свободные графы или специально выделенные графы и страницы дневника.
- Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его ведение.
- Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с данными требованиями.
Учащийся должен знать об обязанности предъявлять свой дневник по требованию сотрудников школы.
Уважительное отношение к дневнику можно формировать при проведении различных воспитательных мероприятий: классных часов, "круглых столов" (например, по темам "Зачем нужен дневник?", "В чем различия паспорта и дневника?").
Работа классных руководителей с дневниками школьников
Работа классных руководителей с дневниками учащихся регламентируется их должностными обязанностями в образовательном учреждении.
Классный руководитель обязан:
- еженедельно проверять дневники учеников своего класса;
- следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;
- контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели;
- отмечать число пропущенных уроков за неделю и количество опозданий;
- контролировать: аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки; правильность заполнения дневника; обратную связь с родителями;
- заверять своей подписью проверку дневника.
- отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и школы.
Проверка дневника школьника родителями
Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года должны просматривать и подписывать дневник, при необходимости проверять правильность его ведения.
Заполненный в соответствии с требованиями дневник позволяет родителям: видеть успехи или неудачи своего ребенка; контролировать его сборы в школу; знать о режиме учебных занятий, каникулярных мероприятиях; а также быть в курсе школьных событий.
Работа администрации образовательного учреждения с дневниками школьников
Администрация школы осуществляет систематический контроль (по плану ВШК) ведения дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с требованиями, закрепленными в Положении о ведении дневников. При административном контроле дневников проверяется наличие в них:
- информации о педагогах класса;
- расписания уроков на четверть (триместр) и на текущую неделю;
- времени звонков на уроки;
- расписания работы секций, проведения факультативных занятий, занятий проектной деятельностью и т. п.;
- домашних заданий;
- данных о пропусках и опозданиях на учебные занятия;
- неэтичных замечаний учащимся и обращений к родителям от учителей-предметников и классного руководителя;
- текущих отметок, которые должны выставлять учителя-предметники, а не классные руководители;
- подписей родителей;
- проставленных отметок за письменные работы в день их проведения.
Кроме этого контролируется качество и частота проверки дневников классным руководителем, а также культура ведения и эстетика оформления дневника учащимися.
По итогам административного контроля администратор, проводивший проверку дневников, составляет справку, в которой указывает выявленные нарушения, формулирует замечания и дает рекомендации по устранению нарушений за определенный период времени.
Циклограмма деятельности классного руководителя
ЕЖЕДНЕВНО
КОНТРОЛЬ ЗА:
посещением занятий;
внешним видом обущающихся;
состоянием здоровья;
выполнением правил внутришкольного распорядка обучающимися.
ПРОФИЛАКТИКА:
опозданий;
противоправного поведения;
конфликтов.
ОРГАНИЗАЦИЯ:
дежурства учащихся в классном кабинете;
питание обучающихся;
ученического самоуправления;
индивидуальной работы с обучающимися и их законными представителями.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
КОНТРОЛЬ ЗА:
ведением дневников;
пропусками уроков.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ:
информационного часа, классного часа, мероприятий ( в соответствии с часами тарификации);
работы с родителями;
работы с учителями - предметниками, работающими в классе.
АНАЛИЗ:
успеваемости;
уровня воспитанности;
организация питания;
выполнения правил поведения обучающихся.
ЕЖЕМЕСЯЧНО
ПОСЕЩЕНИЕ:
уроков учителей - предметников в своем классе.
СОБЕСЕДОВАНИЕ С:
педагогом - психологом;
педагогом социальным;
педагогом - организатором;
учителями - предметниками.
ОРГАНИЗАЦИЯ:
заседаний родительского комитета класса;
работы классного актива.
НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ
ПРОВОДИТ:
родительское собрание.
В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
ОФОРМЛЯЕТ:
классный журнал;
личные дела обучающихся.
УЧАСТВУЕТ В РАБОТЕ:
методического объединения классных руководителей;
педагогического совета.
АНАЛИЗИРУЕТ:
воспитательную работу;
успеваемость;
уровень воспитанности обучающихся.
В КОНЦЕ ГОДА
анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся;
собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность ( успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).